Скоро в школу!!!

Практические советы родителям будущих первоклассников
Уважаемые родители, чтобы занятия с ребенком по подго­товке к обучению в школе не превратились в пытку и для вас, и для него, воспользуйтесь со­ветами практикующих педаго­гов.
  1. Организовать образова­тельную деятельность с ребен­ком нужно так, чтобы ему было интересно и комфортно. Образо­вательная ситуация не должна длиться более 30 мин (с физ­культминутками и релаксаци­онными упражнениями), лучше 20—25 мин (здесь важно учиты­вать индивидуальность ребен­ка):
  • если он застенчив, нерешите­лен, перед началом образова­тельной деятельности подбод­рите, поддержите его;
  • если смел, уверен в себе, учи­те его критически оценивать свои ответы;
  • если быстро и легко выпол­няет задания, можно предло­жить ему усложненный вари­ант;
  • если затрудняется, задержи­тесь подольше на простых за­даниях;
  • если стремится быстро менять задания, заинтересуйте ребен­ка, научите находить в задании что-то новое, необычное для него.
Главный показатель, что вы все делаете правильно, — ребе­нок не устает, ему хочется еще заниматься.
  1. Образовательные ситуации нужно организовывать 2 раза в неделю, дополняя их познава­тельными и интересными игра­ми и мероприятиями выходного дня (поход в музей, театр, экскур­сия по городу или совместный просмотр интересного детского фильма или мультфильма). Важ­но, чтобы вы проводили их ре­гулярно, не делая больших пере­рывов, но и не компенсируя пропущенные удвоением их ча­стотности.
  2. Прежде чем приступить к выполнению заданий, упражне­ний, советуем определить темпе­рамент ребенка. Для этого про­сто понаблюдайте за ним во время игр или занятий.
Если ребенок:
  • подвижный, легко приспосаб­ливается к обстоятельствам, конструктивен, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, но быва­ет излишне рационален, не всегда доводит дело до конца, онсангвиник;
  • инертен, спокоен, малоподви­жен, настойчив, упорен, медли­телен —флегматик;
  • вспыльчив, резок, раздражите­лен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оцен­ки своих действий —холерик;
  • необщителен, замкнут, впе­чатлителен, рассудителен, неэмоционален —меланхо­лик.
При выполнении упражнений и заданий рекомендуем следую­щие правила общения.
♦ С ребенком-сангвиником:
  • четко ставьте перед ним цель любой деятельности;
  • по возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений;
  • постоянно поддерживайте и одобряйте его;
  • учитывайте его интересы в порученном деле.
  • С ребенком-флегматиком:
    • демонстрируйте практичес­кий результат выполняемой им работы;
  • контролируйте выполнение работы на каждом этапе дея­тельности;
  • используйте положительные методы воздействия;
  • поддерживайте его любые начинания, проявление ини­циативы.
  • С ребенком-холериком:
  • разговаривайте спокойным тоном;
  • предъявляйте к нему четкие и обоснованные требования;
  • демонстрируйте перспективы его деятельности;
  • четко, положительно оцени­вайте его деятельность.
♦ С ребенком-меланхоликом:
  • используйте в общении «эмо­циональное поглаживание»;
  • создайте условия для выпол­нения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми;
  • как можно чаще демонстри­руйте его достижения.
  1. Взаимодействуйте с ребен­ком только в том случае, если вам это действительно приятно и интересно, а главное — вы способны сохранять спокой­ствие и доброжелательность от начала до последней минуты образовательной деятельности. Если этого добиться не удается, лучше обратиться за помощью к специалистам и профессиона­лам. Помните: ни один ребенок на свете не может (и не дол­жен!) абсолютно во всем соот­ветствовать представлениям о том, каким ему быть.
  2. Следите за правильной осанкой ребенка во время вы­полнения письменных зада­ний:
  • высота стола должна быть на 2—3 см выше локтя опущен­ной руки ребенка;
  • поставьте ноги ребенка вме­сте на пол или перекладину (маленький стульчик), если они не достают до пола (спина прямая, плечи гори­зонтальны). Следите, чтобы одно плечо не было выше другого;
  • голова слегка наклонена впе­ред;
  • расстояние до тетради, альбо­ма не должно превышать 30 см;
  • руки на столе, локти чуть-чуть свисают;
  • туловище не касается стола;
  • между столом и туловищем должен проходить кулачок ре­бенка;
  • тетрадь должна быть положе­на под углом с таким расче­том, чтобы правый верхний и левый нижний углы ее нахо­дились напротив середины груди ребенка.
  1. Чтобы образовательная дея­тельность была интересной и качественной, заранее подго­товьте все самое необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь или альбом и т.д. Для дошкольника очень важен анту­раж: красивые и новые (а еще лучше — неожиданные) пред­меты, удобное и уютное рабочее место.
  2. Начинайте образовательную ситуацию с интриги: например, с загадочного предмета или за­гадки. Фантазия и изобретатель­ность — ваши волшебные по­мощники, способные привлечь внимание даже самого непосед­ливого малыша. Цель должна заинтересовать ребенка, быть новой, всегда чуть-чуть сложнее, чем уже освоенное, но достижи­мой при оказании помощи взрослым. Важно помнить, что неудачи снижают интерес к но­вому, затрудняя дальнейшее обу­чение.
  3. В конце образовательной деятельности обязательно подведите итог, спросив у ребенка, чем он занимался, что ему осо­бенно понравилось, что он уз­нал нового, что вызвало затруд­нение, а что было выполнить легко. Именно эти вопросы по­зволяют ему отметить свои до­стижения, осознать приобрете­ние нового опыта, новых зна­ний.
  4. Очень хорошо, если для закрепления изученного вы предоставите возможность ма­лышу самое интересное зада­ние предложить кому-то из родных. Побывать в роли учи­теля — один из самых эффек­тивных методов усвоения но­вого материала.
  5. Помните, уважаемые роди­тели, что игра — главный по­мощник взрослых при подго­товке ребенка к школе. С ее по­мощью, незаметно для малыша, можно развивать внимание, мышление, воображение — ка­чества, так необходимые для дальнейшей учебной жизни. Играя с ребенком, учитывайте его желания, настроение, само­чувствие.
  6. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте его чувства и мнение. На жалобы со стороны окружа­ющих, даже педагога, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помни­те педагогический закон опти­мистического воспитания: дове­рять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно полу­чится», «я в тебя верю»).
  7. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ва­шего ребенка. Видеть мир гла­зами другого — основа вза­имопонимания. Это означает — считаться с индивидуально­стью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими.
  8. Чаще восхищайтесь вашим ребенком, хвалите его.
  9. Не стройте ваши взаимо­отношения с ребенком на за­претах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объяс­няйте причины, обоснованность ваших требований, если воз­можно, предложите альтерна­тивный вариант. Уважение к ребенку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь форму­лировкой «если.., то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности — ребенок начинает принимать позицию «ты — мне, я — тебе»;



  1. Несколько советов родите­лям первоклассника.
  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен уви­деть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  • Не торопите! Умение рас­считывать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
  • Не отправляйте ребенка в
  • школу без завтрака. До школьно­го завтрака ему придется много поработать.
  • Не прощайтесь, предупреж­дая и наставляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтоб сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи — у него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу «Что ты се­годня получил?».
  • Встречайте ребенка спокой­но. Если видите, что он огорчен, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, тогда и рас­скажет все сам.
  • Выслушав замечания учите­ля, не торопитесь устраивать «взбучку».
  • Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5—2 ч отдыха (в первом клас­се — 1ч сна).
  • Лучшее время приготовле­ния уроков — с 15 до 17 ч. Заня­тия вечерами бесполезны.
  • Не заставляйте делать все уроки сразу: 20 мин — работаем, 10 — делаем перерыв. Во время приготовления уроков «не стойте над душой». Дайте ребенку воз­можность работать самому. Но если нужна ваша помощь, набе­ритесь терпения. Спокойный тон и поддержка необходимы.
  • В общении с ребенком ста­райтесь избегать различных ус­ловий: «Если ты сделаешь, то...». Обучение должно быть осознан­ным.
  • Найдите в течение дня вре­мя (не менее 30 мин), когда вы будете принадлежать только ребенку.
  • Будьте внимательны к жало­бам ребенка на головную боль, усталость. Чаще всего это объек­тивные показатели переутомле­ния, трудностей в учебе.
  • Учтите, что даже совсем уже большие дети очень любят перед сном сказку, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокаи­вает их и помогает снять напря­жение за день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий